Прыжки через резинку имеют уникальное значение для психомоторного и речевого развития детей, и поэтому являются важным инструментом в работе логопедов.
Во-первых, прыжки через резинку требуют от ребенка активного вовлечения всех его моторных навыков. Выполняя различные движения, удерживая равновесие, ребенок тренирует координацию и баланс, что очень важно для его общего физического развития. Двигательная активность – это основа для формирования речевых навыков, ведь двигательная кора и речевые зоны головного мозга связаны теснейшим образом. Доказано, что координационные упражнения напрямую способствуют улучшению артикуляции, влияя на общую моторику и регулируя тонус мышц, в том числе речевого аппарата.
Во-вторых, прыжки через резинку способствуют развитию ритмичности, чувства темпа и такта – качеств, которые также необходимы для успешного овладения речью. Различные виды прыжков и их последовательности помогают детям развивать внутреннее чувство ритма, что особенно важно для детей, у которых есть проблемы с речевой и слуховой памятью. Ритм помогает структурировать речь, и дети, которые могут ощущать ритм в движении, легче воспринимают и воспроизводят ритмическую структуру слова или предложения.
Третье, что хотелось бы отметить – это польза для когнитивного развития. В игре с резинкой дети не просто выполняют физические упражнения, они включают логику, память и внимание. Ребенок должен помнить и выполнять определенные последовательности движений, которые связаны с конкретными ритмами и правилами. Такие задания тренируют память и концентрацию, что также сказывается на их речевой активности. Ведь для успешного развития речи ребенку важно уметь удерживать внимание на длительное время и последовательно выполнять задания.
И, конечно же, нельзя не сказать о социальной составляющей этой игры. Прыжки через резинку – это командная игра, которая развивает коммуникативные навыки. Дети учатся взаимодействовать, договариваться и подстраиваться друг под друга. Это помогает в формировании навыков коммуникации, снижении тревожности и развитии уверенности в себе, что крайне важно для детей с речевыми нарушениями.
Так как же логопеды используют этот инструмент в своей практике? Прыжки через резинку включаются в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми, проводимой совместно с воспитателями и физинструкторами.
Рекомендуется проводить для детей, как минимум, «физкультминутки» с упражнениями «резиночки». Например, можно задавать специальные задания с использованием слов и фраз, которые нужно повторять в ритме прыжков. Это поможет детям синхронизировать дыхание и речь, а также закрепить новые слова и выражения через движение. Для занятий физкультуры рекомендуется разработать картотеку подвижных игр с использованием резинки, с разделением на три блока:
рече-двигательные игры с резиночкой;
музыкально-ритмические игры с резиночкой;
командные подвижные игры с резиночкой.
Как показала диагностика, проведенная в рамках проекта «Территория здорового спорта», в группе детей с ТНР (11 человек), произошло улучшение психофизических навыков на 83%. Общий объем занятий прыжками через резинку в течение учебного года составил 26 часов. Данные диагностики предоставлены МАДОУ детский сад «Березка» г. Бор Нижегородской области.
Включение прыжков через резинку в дошкольную образовательную программу позволяет детям развивать речь через движение, координацию и взаимодействие. Тесное сотрудничество логопедов с физинструкторами и воспитателями, дополнение специальными методиками проведения занятий для детей с нарушениями речи, игры в резиночку дома - все это в совокупности дают максимально эффективный результат, который будет заметен уже через 2-3 месяца.
Для информации:
По данным Министерства здравоохранения России, около 25% детей дошкольного возраста имеют различные речевые нарушения.
Среди школьников начальных классов частота речевых расстройств составляет примерно 10-15%.
Подписывайтесь на нас ВКонтакте, читайте еще больше полезных статей на нашем сайте.