Новости проекта

Готовность ребенка к школе. Четыре аспекта школьной зрелости

Традиционно выделяют четыре основных аспекта школьной зрелости: физиологический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Физиологическая зрелость включает в себя уровень физического развития, состояние здоровья, анализаторных систем, развитие моторных функций, основных видов движений.

Критериями интеллектуальной зрелости являются способность концентрировать внимание, ориентировка в пространстве, развитая речь, память, образное мышление, сенсорное развитие, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации, запас системных знаний.

Эмоциональная зрелость – это умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.

Педагоги-психологи отмечают, что если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться за школьной скамьей, как карточный домик.

Поэтому главной задачей для успешности будущего первоклассника является – через игру и исследование развить физические способности и высшие психические функции: память, внимание, восприятие, мышление, речь, а также моторику и произвольность.

Игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста. В процессе игры дошкольники получают большую часть физических нагрузок, во время которых происходит естественное развитие основных видов движения. Задача педагога, как организатора игры, создавать условия, способствующие развитию крупной моторики, внимания, координации, чувства ритма и зрительно-слуховой памяти у детей дошкольного возраста.
Сложная координационная игра «спортивные прыжки через резинку» позволяет развить у ребенка необходимые навыки контроля собственных движений и концентрации внимания на задании, является базовой для освоения не только необходимых физических навыков и правильной двигательной активности, но и навыков, задействованных в учебе, развития когнитивных (познавательных) способностей. В детских садах проведение таких занятий особенно важно, поскольку именно в возрасте 5-6 лет начинают формироваться высокоорганизованные двигательные функции.

Исследования, проведенные в рамках инновационного проекта «Территория здорового спорта», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, показали, что 100% дошкольников 5-7 лет, регулярно занимающихся прыжками через резинку в течение учебного года, значительно улучшили свои психофизические навыки.
Диагностика проводилась по 6 показателям (статическая и динамическая координация, движение в пространстве, интеллектуальная двигательная активность, пространственное восприятие, крупная моторика) в ноябре, феврале и мае. На графиках отражены показатели нулевого и итогового этапов. В исследовании приняли участие 7 дошкольных организаций из 6 регионов России. Общее количество часов, занятых в образовательном процессе, сложилось от 18 до 56 за учебный год. В разрезе отведенного времени в вариативной части образовательной программы была выявлена взаимосвязь с показателями: чем больше часов - тем лучше показатели. В исследовании принимали участие 5-летние дети, они имеют более низкие стартовые показатели в связи с возрастными особенностями, что в общей картине динамики тоже находит отражение: повышение происходит более умеренными темпами.

Исследование однозначно показало, что опыт использования прыжков через резинку в образовательной программе решает актуальную проблему психофизического развития детей и качественной подготовки их к школе.

Узнать больше о возможностях внедрения занятий в образовательные программы детских садов можно на нашем сайте.
Статьи