Новости проекта

Прыжки через резинку как метод двигательной нейрокоррекции.

В рамках реализации проекта при поддержке Фонда президентских грантов по разработке методических рекомендаций использования прыжков через резинку в образовательных программах ДОУ и СОШ вышла наша статья в журнале "Современная начальная школа". 2023. № 11 (54).

Автор статьи, директор АНО "Территория здорового спорта", президент Федерации спортивных прыжков через резинку Елена Ветрова отмечает в статье актуальность и инновационность проекта.
Ветрова Е.Н. ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ РЕЗИНКУ КАК МЕТОД ДВИГАТЕЛЬНОЙ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.

Паттерн здорового образа жизни образуется в детстве. Поэтому период формирования системы поведения ребенка, его физического, умственного и психического становления особенно важен. В советское время дети были максимально задействованы в подвижных дворовых играх. Это позволяло им восполнять необходимую двигательную активность, укреплять тело, а также отрабатывать навыки, необходимые для обучения. Вся физкультура в детских садах и школах была построена на элементах сенсомоторной коррекции. В настоящее время дети этого либо совсем лишены, либо такая сенсомоторная нагрузка у них существенно снизилась.

Согласно статистическим данным Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, только 51% детей от 6 до 17 лет являются физически здоровыми. У 70-80% детей недостаточно развиты физические навыки, отсутствует прыжковый навык. Наблюдается увеличение количества детей с нарушением осанки, избыточной массой тела и другими проблемами. Начиная с детей старшего дошкольного возраста отмечаются проблемы с физической и динамической готовностью по умению прыгать. Глобальные исследования одной из зарубежных аналитических компаний показали, что 79% российских школьников испытывают стресс и напряжение в школе, что также снижает адаптационные возможности организма. По этому показателю мы занимаем первое место в мире. Кроме того, каждый третий ученик не осваивает школьную программу из-за недостаточно сформированных когнитивных и школьно-значимых функций. 9 миллионов школьников страдают от дислексии и других трудностей в обучении.

Прыжки помогают укреплению главных систем организма и основных групп мышц. Занятия позволяют отрабатывать навыки прыгучести, точность приземления, ловкость, скорость и быстроту реакции, способствуют повышению выносливости и улучшению спортивных результатов. Сложные координационные упражнения, высокая сенсомоторная нагрузка прыжков через резинку содействует развитию крупной моторики, координации движений, зрительно-пространственного восприятия. У обучающихся улучшается равновесие, чувство ритма. Игра развивает у ребёнка концентрацию внимания на задании. Также тренируется моторная память, серийная организация движений и действий, их контроль. На этих функциях базируется письмо в целом: не важно пишем мы цифры или буквы. Это череда мелких моторных программ, заключённых в символы.

Выработка эндорфина во время занятий улучшает настроение, снижает уровень тревожности, тем самым, игра заменяет комнату разгрузки. Она также благотворно влияет на самооценку и развивает эмоциональный интеллект. По данным опроса родителей, чьи дети регулярно занимаются прыжками через резинку, психологическое состояние последних значительно улучшилось, из секции они возвращаются воодушевленными и позитивно настроенными.

Нейропсихологи же и вовсе называют игру резиночка «аэробикой для мозга» и считают одной из лучших подвижных игр для развития когнитивных (познавательных) способностей. Перед школой специалисты в области нейропсихологии проверяют физическую и динамическую готовность ребенка, в том числе по умению прыгать, поскольку этот навык в дальнейшем в том числе влияет на успешное овладение школьной программой. Если головной мозг развивается нормально, стадийно происходит и становление нервной системы. В зависимости от последовательности созревания мозговых систем поэтапно развиваются и движения. Более совершенные и сложные их формы сменяют элементарные. Этот процесс тесно связан между собой.

Кристина Минеичева, детский практический психолог, нейропсихолог, автор нейроальбомов для дошкольников и школьников:

Дети, которые прыгают с трудом, неправильно или плохо, как правило, имеют трудности с освоением программы, пространственные ошибки, хуже ориентируются, эмоционально незрелы. Я каждый день встречаю детей, имеющих те или иные сложности с обучением. Одни не видят строчек, не запоминают букв, начинают писать с середины строки. Другие пропускают буквы, меняют их местами, в целом не сосредоточены. В своих занятиях я часто использую прыжки для развития и укрепления межполушарного взаимодействия.

Анна Быкова, к.психол.н., доцент РАНХиГС, автор научных работ по теме качества образовательного процесса:

– Прыжки через резинку это не только игра, но и комплекс упражнений, который учит мозг думать по-другому, более эффективно и гармонично. Этот набор прыжков стимулирует работу крупной моторики, способствуют развитию координации и ориентации в пространстве. Разнообразные упражнения, за счет совершенствования и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.

Горизонты пользы от игры значительно шире, чем просто улучшение физических навыков. Поэтому и рассматривать ее стоит не только как подвижную деятельность, но и как метод двигательной нейрокоррекции детей. Рекомендуется, при чем настоятельно, использовать прыжки через резинку и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Систематические занятия благотворно воздействуют и дают хорошие результаты. Безусловно, темп и сложность упражнений должны выбираться индивидуально, в зависимости от физических способностей ребенка.

Стоит отметить, что занятия одинаково полезны как для подвижных, так и для медлительных детей. У первых происходит выход накопленной энергии, у вторых – тренируется необходимая им подвижность нервных процессов.

По данным проведенного нашей спортивной некоммерческой организацией опроса, 95% специалистов физкультуры и спорта считают необходимым внедрение учебного модуля и внеклассных занятий по прыжкам через резинку. Первые шаги к этому уже сделаны. АНО «Территория здорового спорта» стала победителем конкурса Фонда президентских грантов в 2023 года на разработку и апробирование методических рекомендаций по проведению занятий прыжками через резинку в рамках дополнительного образования, в том числе в школах специального типа (коррекционные и с инклюзивными классами). Рабочие программы лягут в основу учебного модуля «Прыжки через резинку» для последующего его включения в Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Отдельная методическая база и практический видеокурс по адаптивным прыжкам через резинку будут созданы для специалистов по физической культуре и спорту, тренеров АФК, реабилитологов, физических терапевтов, педагогов-психологов и нейропсихологов, работающих с особенными детьми.

Это поспособствует более широкому распространению и использованию занятий прыжками через резинку, в том числе для детей с легкой степенью ОВЗ, усилению физкультурно-оздоровительной и образовательной программ, что в конечном итоге, сможет повлиять на изменение негативной статистики физического и психического здоровья детей в лучшую сторону.

По инициативе Московского центра воспитательных практик прыжки через резинку с нового учебного года включены в программу Весёлых стартов для столичных школ. Проект «Родной спорт» по развитию спортивных прыжков через резинку стал абсолютным победителем Всероссийского спортивного конкурса «Ты в игре» и вошел в ТОП-1000 лучших проектов Всероссийского форма «Сильные идеи для нового времени». Рекомендован Агентством стратегических инициатив и Фондом «Росконгресс», как актуальный, инновационный, проработанный и готовый к масштабированию.

Все это говорит о том, что государственная политика в сфере физического воспитания и спорта в настоящее время все больше направлена на создание среды доступных видов спорта и воспитание устойчивого интереса к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на основе богатого наследия подвижных игр.
Почитать статью в оригинале можно на сайте журнала. При использовании статьи обязательна ссылка на источник.
Будем благодарны за обратную связь и приглашаем в будущем в соавторы.
Если у вас уже есть наработки по нашему направлению, также готовы их тиражировать.
Статьи